Интернет – это больше, чем Вконтакте и больше, чем Фейсбук. И замыкать пользователя внутри неверно.
Михаил Зотов о своем проекте: мобильное приложение для слабовидящих "Utrofon"
Мобильное приложение Utrofon – специализированный сервис помощи незрячим и слабовидящим людям, позволяет повысить доступность объектов и услуг во всех сферах жизни за счет использования удаленного видеоассистента.
22 августа 2016
Как появилась идея? Почему именно это направление выбрали?
В начале появилась не столько идея, сколько желание что-то менять в этой жизни к лучшему - двигаться в направлении социальной сферы. До этого мы группой друзей помогали приюту и социально-реабилитационному центру. Наверное, оттуда и возникло желание двигаться дальше. А потом уже желание начало обрастать подробностями. Так появилась идея. Вариантов других особо-то и не было, вариации заключались лишь в исполнении самого прибора. Мы перепробовали разные варианты. Но в конечном итоге сделали то, на что хватило первоначальных средств – приложение для смартфона.
Как работает приложение?
В сервис входит мобильное приложение и программа для ПК, которую используют операторы нашего колл-центра или родственники / друзья клиента сервиса.
Работает приложение очень просто – при возникновении потребности в видеопомощнике, абонент вызывает его, используя голосовой набор или путем длительного нажатия на кнопку увеличения громкости на корпусе смартфона. Когда ассистент отвечает на вызов, на смартфоне включается видеокамера и помощник видит, что происходит вокруг, также он получает координаты абонента. А дальше уже голосом ассистент узнает, чем он может помочь, например, прочитать ценники в магазине или объявление, подсказать номер автобуса или помочь найти дорогу, если человек заблудился.
Как построена работа в компании? Сколько человек работает?
У нас достаточно демократичная компания. Есть три основных человека, которые двигают идею в массы. И несколько человек, которые исполняют функции бэк-офиса. И самое главное - операторы, "глаза" наших абонентов. Они работают у нас внештатно, по большей части из дома, ведь выйти на улицу - для них это каждодневный подвиг. Они - инвалиды колясочники.
Как вы поняли, что этот продукт нужен и будет востребован?
Закройте глаза. А теперь представьте, что так прошла бы вся ваша жизнь. В полной темноте. А за пеленой тьмы есть мир. И он живет и окружает вас. Что отдали бы вы за то чтобы понимать, как устроен этот мир вокруг вас? Согласились бы вы на помощь людей, которые помогли бы вам лучше сориентироваться в том мире, который вы не видите? Мы ответили на этот вопрос утвердительно сами для себя, и вопрос - а будет ли востребован продукт, отпал сам собой.
О чем стоит подумать, прежде чем развивать социальный стартап в России?
О реалиях окружающей действительности. В данный момент финансирование на многие социальные сферы урезается в связи с особенностями новой экономической ситуации в России. И думать о том, что, зайдя с социальным проектом, пусть даже уникальным в своей области, вы получите полноценную поддержку и инвестиции от государства, скорее всего вы будете несколько разочарованы. Но, несмотря на это, вы можете попытаться получить поддержку от людей, которым интересна ваша идея - краудфандинговые площадки во всем мире являются полезным инструментом для становления и развития стартапа. Инвесторы и фонды тоже хороший вариант получить деньги для дальнейшего развития.
Как в целом обстоят дела с социальным предпринимательством в России?
Не могу с уверенностью сказать, что хорошо. Как говорил выше с финансирование социальных проектов в данное время есть небольшие сложности, и вопрос не в роли государства. Есть несколько явных проблем. Количество НКО продолжает неуклонно расти, что ведет к понятной конкуренции между ними за ресурсы государства и фондов. И этот процесс, в первую очередь, ведет к нехватке ресурсов у небольших организаций или тех, кто только-только открылся, а во-вторых, крупные и долгоработающие организации объединяют и сосредоточивают у себя большую часть средств, и, как правило, это оборачивается бюрократизацией и ослаблением связи с группами, для которых эти средства непосредственно предназначены. И это только одна из проблем. Коммерциализация сферы общественных услуг, расширение социальных потребностей населения и как следствие возникновение потребности в индивидуализации предоставляемых услуг, углубление неравенства между социальными группами и странами - эти проблемы касаются не только России, это общемировая тенденция. Может ли социальное предпринимательство справится с этими проблемами? Все зависит от перспектив развития. Но одно можно сказать точно, каждая, даже самая маленькая некоммерческая организация, стоящая на своем месте и занимающаяся своим делом, бросает вызов всем этим проблемам. Ведь, несмотря на все явные проблемы, она продолжает работать и заниматься служением обществу и людям.
Какие проблемы у вас возникали при поиске инвестиций?
У нас особых проблем с поиском инвестиций на первоначальном этапе не было. Нам требовались небольшие деньги - на доработку программы и закупку оборудования. Один из наших партнеров занимается по роду своей деятельности привлечением инвестиций в различные инновационные проекты, поэтому он помог нам выйти на уровень начальных инвестиций. Потом мы подались на грант от администрации губернатора Перми, который получили, и благодаря этому нам удалось закупить оборудование и провести тестирование продукта. Вообще в России огромное количество фондов, которые готовы вкладывать деньги в социальные стартапы, вопрос - что у всех этих компаний свои условия и виды поддержки. И к этому надо внимательно присматриваться, чтобы потом не возникло ситуаций, которые сложатся не в пользу социального предпринимательства.
Если бы вы заранее знали обо всех трудностях, стали бы запускать проект?
Да, это уникальный опыт.
Чего вам (проекту) не хватает для «счастья»?
Немного уверенности в завтра и тогда точно все получится.
Комментировать