Несколько мыслей о стадии выхода из инвестиций технологических стартапов
В статье предоставлены материалы выступления Марка Састера (Mark Suster) на ежегодной встрече глав венчурных компаний, организованной фондом Rincon Ventures в Санта Барбаре.
В статье — материалы выступления Марка Састера (Mark Suster) на ежегодной встрече глав венчурных компаний, организованной фондом Rincon Ventures в Санта Барбаре.
Довольно часто я высказывал свое личное мнение по поводу того, как довести стартап до стадии выхода из инвестиций, и как только руководство Rincon Ventures предложило мне осветить эту тему публично, я сразу же согласился.
В первую очередь, мне хотелось бы развеять ошибочное представление людей о том, как может развиваться стартап, достигший стадии выхода, а именно:
- Не так часто можно встретить тип поглощения компании вместе с сотрудниками (
Acqui-hires ). И добиться такого варианта достаточно тяжело. Люди (я имею ввиду инвесторов и основателей компаний) получают гораздо меньшую прибыль, чем можно себе представить. Часто все это происходит только для PR целей.
- Средняя цена выхода стартапа для венчурных капиталистов составляет $70 млн. (об этом со ссылкой на фонд FLAG Capital говорится в блоге BryceVC). Полагаю, имеются ввиду только прибыльные сделки. Я убежден, что большинство инвестиций не приносят больших доходов, поскольку слишком много денежных средств было вложено в начальные стадии.
- Среди фондов, которые инвестируют венчурных капиталистов, и самих венчурных капиталистов ходит миф о том, что «цена входа не так важна — главное вкладывать только в наилучших предпринимателей». Это полная чепуха. И все же, победитель всегда прав.
- На самом деле выходы на сумму превышающую $100 млн. или даже IPO бывают не так часто. А это значит, что цена входа имеет огромное значение. Многие известные венчурные фонды создавались на основе кривой степенного закона, поскольку бимодальное распределение — вещь обманчивая.
Также на встрече обсуждались стартапы, достигшие стадии выхода:
- Компании покупаются, а не продаются.
- Выстраивать партнерские взаимоотношения необходимо с начальной стадии. Люди, которые будут убеждать вас в обратном — ошибаются. Тоже самое говорят про отношения с венчурными капиталистами. В этом они тоже ошибаются.
- Всегда быть в поле зрения покупателя. Таким образом действует и реклама. Как технологические компании, так и венчурные капиталисты не хотят признавать это.
- Изначально необходимо понять мотивы покупателя (талантливые кадровые ресурсы, продукция, прибыль, стратегически выгодное приобретение) и решить, в чем вы соответствуете его интересам.
- Люди не хотят признать, что место нахождения рабочего коллектива имеет значение. А на самом деле часто это так. Аутсорсинг может стать недорогим вариантом. Коллектив легче удержать, когда люди работают на расстоянии. Однако, это может вызвать проблемы у вас во время поглощения.
- Не делайте ставку только на корпоративное развитие. Часто сделка может выстрелить благодаря другим вашим подразделениям (например, разработке продукта или продажам).
Комментировать