OZON.ru: рождение национальной легенды
Много ли вы знаете интернет-проектов, которые могут похвалиться не только своим успешным бизнесом и богатейшей историей, но и тем, что были и (главное!) по-прежнему остаются первыми в своей сфере деятельности?
Жарова Валерия. Первое, что сделала, попав впервые в Интернет, - заглянула по спутниковой карте в кратер Фудзиямы.
Публиковалась в узкоспециализированных изданиях по психологии. Писала рецензии на тематических порталах.
Занимается литературной деятельностью и искусством.
Много ли вы знаете интернет-проектов (из ныне здравствующих, разумеется), которые могут похвалиться не только своим успешным бизнесом и богатейшей историей, но и тем, что были и (главное!) по-прежнему остаются первыми в своей сфере деятельности? Вряд ли — много!
Но одним из них обязательно будет OZON.ru — знаменитый интернет-магазин, благополучно переживший все перипетии собственного и общественного развития и оставшийся при этом брендом № 1 электронной коммерции в России.
В чем же секрет? И есть ли он вообще? Давайте разбираться вместе!
Основан OZON.ru был в 1998 году в Санкт-Петербурге, в качестве совместного проекта (изначально задуманного стать российским аналогом Amazon.com) компании «Reksoft», специализирующейся на разработке сложных программных продуктов для самых различных сфер бизнеса, и издательства «Terra fantastica».
При этом первая сторона взяла на себя обязанности по созданию и поддержке программного обеспечения (включая хостинг) проекта, а вторая занялась контент-поддержкой, вопросами обеспечения ассортимента и логистики. Маркетинговое сетевое продвижение OZON.ru было доверено интернет-порталу «ИнфоАрт».
Это версия официальная. А как все, собственно, происходило?
Встретились однажды (на пороге бурных 90-х годов прошлого столетия) на кафедре систем автоматизированного проектирования ЛИАП молодые и энергичные, умные, а значит — и довольно амбициозные, некие Александр Егоров и Дмитрий Рудаков.
И решили они заработать, приложив свои знания и умения, — занялись программным аутсорсингом с зарубежными компаниями (то есть, с одной швейцарской фирмой). А для получения оплаты в зарубежной валюте (физлицам тогда это настрого запрещалось) было создано ТОО «Reksoft», где первый соучредитель занялся организацией рабочего процесса, а второй — непосредственно программированием.
К 1996 году данное товарищество с ограниченной ответственностью уже смогло позволить себе финансирование собственных проектов, и выбор Рудакова (возглавившего к тому времени отдел креативщиков) пал на создание интернет-магазина, причем книжного.
Объяснялось это просто: накануне Дмитрию попалась на глаза журнальная статья, посвященная американскому Amazon.com. А почему бы и нет, подумал Рудаков, решив не просто скопировать заокеанскую идею, но и вывести ее в топ на национальном уровне, говоря сегодняшним языком. К тому же, аналогов на отечественных просторах этому предприятию не было.
Идея была интригующей, но ее реализация требовала определенных усилий. Для начала необходимо было разработать программные модули, в числе которых были и интернет-витрина, и бэк-офис. Параллельно планировались поиски книготорговой организации, согласной принять непосредственное участие в реализации будущего великого проекта.
С первым было проще, поскольку имелся у «Reksoft» один козырь. Заключался тот в сотрудничестве Рудакова с книжным издательством «Terra fantastica». В чем именно это помогло?
Да все дело в том, что для их совместного проекта в 1997 году была запущена уникальная интерактивная библиографическая база данных «AD VERBUM», которая включала в себя списки авторов и псевдонимов, издательств и другую полезную информацию (в том числе и визуальную — обложки, иллюстрации).
Этот своеобразный справочник, заполняемый изначально вручную несколькими сотрудниками издательства с разных компьютеров, и был взят за основу интернет-каталога для воплощения идеи «Reksoft» по созданию будущего онлайн-маркета.
Именно на «AD VERBUM» в OZON.ru досконально отработают способы представления пользователям информации, формируя сеть внутренних ссылок через единое системное информационное ядро. А в начале 1998 года добавят в уже существующий функционал возможность самостоятельного оформления заказа потенциальным покупателем.
Кстати, единственным издательством, согласившимся на подобную, неслыханную доселе «интернет-авантюру» по созданию грандиозного книжного магазина будущего, станет именно «Terra fantastica». Все-таки наработанные связи в бизнесе — вещь иногда очень полезная, бесспорно!
Сейчас это уже кажется невероятным, но название OZON.ru поначалу почти никому не нравилось. Но априори было решено, что оно должно было быть созвучно Amazon.com (даже домен Amazon.ru был заранее предусмотрительно занят, на всякий случай), поэтому «прокручивались» многие варианты, начиная от Azon. А поскольку наши граждане упрямо путали Азон с Озоном, то в итоге «прижилась» именно последняя варианта названия магазина.
С 9 апреля 1998 года OZON.ru начал принимать первые заказы, а в августе впервые запускает партнерскую программу, официально начавшую продвижение нового интернет-магазина в сети через независимые интернет-ресурсы.
Интересно, что первый «книжный набор» магазина состоял из представленного поштучно всего ассортимента издательства АСТ на тот период и распределялся по принципу «лучшей сотни» (книг, писателей, фильмов). На главное — дело было начато.
Качество контента (как и комфорт для пользователей) стало настоящей «фишкой» OZON.ru. Специально созданная информационная редакция не только занималась постоянным наполнением базы данных, но и курировала каждый раздел магазина при непосредственном участии экспертов, каждый из которых отвечал лично за свою рубрику.
«Живое» общение онлайн-пользователя с экспертами часто дополнялось онлайн-интервью с приглашенным писателем. И вряд ли кто-то (из числа желающих пообщаться онлайн с интересной личностью) догадывался, что эксперт задавал вопросы писателю исключительно по телефону, так же выслушивал ответ, который потом быстро набирал на своей клавиатуре для ожидающих в режиме онлайн читателей.
Кризис 1998 года, буквально парализовавший экономику России в августе и ставший фатальным для многих компаний, OZON.ru пережил по одной единственной причине: «Reksoft» получал заграничные заказы, оплачиваемые валютой, буквально «взлетевшей» в цене в этот период.
Поэтому непосредственно сайт продолжал работать, и информационная редакция наполняла его контентом по-прежнему. А вот деятельность «Terra fantastica», как и многих других российских издательств и предприятий, оказалась фактически парализованной. Прекратились поставки книг, а сам OZON.ru практически бездействовал (в смысле продаж) два месяца.
В итоге компания «Reksoft» выкупила у «Terra fantastica» пакет акций и стала полновластным владельцем OZON.ru. А заодно и серьезно задумалась о будущем своего детища, ведь к концу октября 1998 года торговля стала уже более-менее оживляться, и у интернет-магазина возникла потребность в квалифицированном отделе закупок.
Связано это было и с перебоями в работе поставщиков, что иногда приводило к тому, что сотрудники OZON.ru были вынуждены разыскивать заказанные онлайн-покупателями товары на местных книжных рынках «в ручном режиме». Появился вскоре у магазина и собственный полноценный склад, расположившийся на углу Фонтанки и Гороховой улицы.
Кстати, для своих товаров OZON.ru ввел собственную систему штрих-кодов, поскольку многие издательства того времени (особенно региональные) экономили на покупке ISBN. Это выражалось в том, что последний часто просто многократно дублировался на разных видах товаров, чем вызывалась определенная путаница в идентификации продукции.
Ответственное отношение OZON.ru к своему делу помогло компании добиться в ноябре оборота в 200 тыс. рублей.
Первые инвесторы у молодой, но успешной и довольно перспективной компании появились в 1999 году. Поиски таковых были, по словам Александра Егорова, хоть и долгими, но «чрезвычайно увлекательными».
В итоге были достигнуты договоренности с Baring Vostok Capital Partners и UFG, а сам инвестиционный договор, готовящийся почти два месяца, был наконец-то подписан поздно вечером 30 декабря. Интересно, что это знаменательное событие произошло всего за несколько часов до ошеломительной отставки российского президента Бориса Ельцина. Так уж знаково встретил OZON.ru новое тысячелетие!
Кстати, говоря об инвесторах, нельзя не отметить, что в будущем именно их вера в победу идеи интернет-маркета и поддержка помогут OZON.ru выстоять в сложнейших ситуациях, когда судьба магазина будет висеть буквально на волоске от неизбежного закрытия проекта. Вывод один: инвестор инвестору — рознь, а удачный выбор «правильного» иногда решает все, в прямом смысле!
Наверное, не имеет смысла описывать дальнейшую хронологию развития OZON.ru пошагово. Однако стоит отметить, что каждый год компания стабильно расширяла свой ассортимент (сначала книги и аудиокассеты, потом — фильмы, фото и видеотовары, цифровую технику, товары для дома и семьи, путешествий, программные продукты, одежду) и предлагала своим покупателям новый удобный сервис.
В числе последних — сервис для авторизации кредитных карт (впоследствии — ASSIST), функция «пролистать книгу», возможность отследить все этапы формирования заказа, «персональные рекомендации» (функция поиска аналогичных запросу вариантов), скачивание цифровых книг, возможность оплаты через платежный сервис QIWI (КИВИ), а также (для покупателей из Москвы и Санкт-Петербурга) сервис «24 часа», позволяющий получить заказ в течение суток.
Кроме этого, без преувеличения, OZON.ru — первый русскоязычный онлайн-маркет, предложивший своему покупателю максимально развернутое контент-сопровождение всех предлагаемых в нем товаров.
Кстати, интересное наблюдение: каждую кризисную ситуацию, которая могла бы стать фатальной для большинства других компаний, OZON.ru не только мастерски преодолевает, но и использует в качестве трамплина для последующего прыжка (выше и дальше) — своего дальнейшего, еще более масштабного развития. Достойное восхищения и подражания качество настоящего лидера, не правда ли?
Сегодня онлайн-мегамаркет OZON.ru — первый и по-прежнему бесспорный флагман всей российской интернет-торговли, оперирующий более полутора миллионами товарных наименований и предлагающий своим покупателям более пятнадцати способов оплаты и доставки заказов. Это огромный, великолепно настроенный на одну общую рабочую частоту и постоянно развивающийся организм, обладающий уникально выстроенной справочно-информационной частью, оптимальным алгоритмом поиска и оформления заказа, а также непревзойденным уровнем обслуживания.
Однако не стоит думать, что на небосклоне OZON.ru все так уж безоблачно и исключительно солнечно: по последней оценке руководства компании, на долю этого интернет-маркета приходится лишь полтора процента всего рынка.
Поэтому в ближайших перспективах — дальнейшее расширение ассортимента и более глубокое продвижение в регионы (ведь около 70 процентов продаж — заслуга исключительно Москвы и Санкт-Петербурга).
По словам Бернара Люке, исполнительного директора компании, в ближайшем будущем ставки делаются именно на региональную экспансию. Задействована в этом направлении и «тяжелая артиллерия» в виде массированной атаки телевизионной рекламы, бюджет которой тактично не разглашается.
Кстати, это излюбленная стратегия OZON.ru — жертвовать собственной рентабельностью во имя более высоких целей. Не в первый раз. А вот вера инвесторов в эту компанию поистине удивительно непоколебима (на зависть конкурентам)!.. Так что с интересом ждем нового этапа развития OZON.ru!
Комментировать