Параллельные миры

Параллельные миры

Речь тут пойдет не о фильме, который только выходит на экраны, как можно было бы подумать из названия, а о бизнесе. О том, что сегодня мир интернета и мир бизнеса развиваются в достаточно высокой степени изоляции друг о друга.

1 ноября 2012

Параллельные миры

Татьяна Ананьева. 15 лет опыта работы в сфере маркетинга и развития бизнеса, трижды входила в рейтинг Ассоциации менеджеров и ИД Коммерсантъ «Лучшие коммерческие и маркетинговые директора России».

Три высших образования, преподаватель МВА в НИУ-ВШЭ. Опыт запуска бизнеса с нуля. В сфере интернета работает около 2 лет.

Речь тут пойдет не о фильме, который только выходит на экраны, как можно было бы подумать из названия, а о бизнесе. О том, что сегодня мир интернета и мир бизнеса развиваются в достаточно высокой степени изоляции друг о друга, хотя — как в геометрии Лобачевского — у них все чаще случаются пересечения.

Вообще я лично с миром социальных сетей столкнулась в 2007 году, когда работала директором по развитию в одном из ведущих кадровых агентств. Тогда мы искали по анкетам кандидатов их профили во ВКонтакте — но в то время таких даже среди студентов и выпускников ведущих московских вузов было не более трети.

Кроме социальных сетей, будучи ответственной за маркетинг в компании, я делала интернет-сайты, использовала контекст и оптимизацию, и даже SMM. Но довольно долгое время я не осознавала этот огромный мир — мир digital, который в 2011 году стал частью моей жизни — после того, как я запустила свой он-лайн проект.

Именно тогда я поняла, что наш бизнес в России разделен на два мира и чем больше я общаюсь с коллегами из «классического» бизнеса, тем больше я в этом убеждаюсь. Дело в том, что вокруг нас уже давно бурно растет сфера того, что традиционно относится к digital — интернет-проекты, мобильные приложения, социальные сети . Это особый мир, многомиллиардная экономика.

С другой стороны, традиционный бизнес по прежнему занимает на страницах деловых журналов главенствующую роль. Второй мир, конечно, меняется под натиском первого, но во многих сферах — в частности столь любимой мной В2В или медицине (да мало ли еще сфер) — все еще только начинаются.

Параллельные миры Flickr.com by Victor1558

Нередко союз этих двух миров становится успешным — в первую очередь тут вспоминаются кейсы успешного запуска он-лайн магазинов классическими ритейлерами (к примеру, Х5 ритейл групп и Детский мир) или успешным запуском мобильных приложений, которые становятся значимым каналом продаж (к примеру, ряд приложений ресторанов японской кухни).

Это примеры все более глубокого симбиоза двух миров, каждый из которых взаимодополняет друг друга. Однако я сама, живя все больше в мире digital — особенно после старта собственного он-лайн проекта, каждый день встречаясь с клиентами, вижу огромные разрывы. Интернет-мир со всеми его технологиями зачастую очень далек для многих представителей бизнеса.

Его лексикон, его возможности, новые каналы и средства коммуникаций — это по прежнему нечто непонятное. Это нередко напоминание отношение к машинам во времена массового использования лошадей для перевозки грузов и поездок . Это что-то пугающее, заставляющее задумываться о завтрашнем дне и начать «что-то делать с этим», имеющее свою терминологию и правила, которые нужно осваивать.

Или же игнорируемое, как что-то чуждое, далекое и ненужное. Безусловно, ситуация меняется. Если раньше, когда речь шла о социальных сетях или интернет в целом многие говорили «это не для нас» или «мы далеки от этого», а факт «меня нет в соцсетях» был скорее достоинством (поскольку трактовался как «я не трачу время на бесполезное занятие»), то сейчас акценты сместились.

К слову, практически на каждом бизнес-мероприятии у меня происходит импровизированная «коучинг-сессия» на тему «как выйти в социальные сети и зачем это мне нужно».

Все больше людей в классическом бизнесе начинают присматриваться к новым технологиям, у них возникает потребность в изучении их возможностей, но им нужны «проводники» в этом новом мире.

Не «продавцы», расписывающие конкретную технологию и ее возможности, не «разработчики», обещающие сделать мегасайт или мобильное приложение. Нужны люди, которые хорошо знают сферу digital и ее значительные возможности с одной стороны, но при этом хорошо понимающие особенности и задачи классического бизнеса.

Люди, способные подсказать, где, что, как и при каких условиях будет работать на задачи этого бизнеса, даст дополнительную стоимость и увеличит эффективность. И делать это не ради желания что-то продать, а исходя из потребности и готовности помочь заказчику понять этот мир, найти наилучшее решение своих задач и научиться самому «ловить рыбу» и понимать процесс.

Такие люди сегодня нужны бизнесу, при том, что запросы все чаще идут от собственников и топ-менеджеров — ведь именно эти люди определяют развитие и смотрят вперед. Они не могут не замечать «этого нового, дивного мира» digital, как отмечают они и многие другие факторы — макроэкономические, политические , к примеру, влияющие на их бизнес.

Но эти люди не будут «сломя голову» ломиться в эту сферу, они хотят разобраться. При этом важно, чтобы на их пути попались настоящие «доверенные советники», а не люди, «проталкивающие» свои решения. Ведь если человек «обжигается» на чем-то, то его доверие ко всей сфере подвергается эрозии — и человек предпочитает не рисковать, не делать инвестиций в эту сферу вообще.

Таким образом и мир digital решается своих возможностей для развития, новых дополнительных ресурсов. Жизнь внутри своей индустрии, любовь к гаджетам и фичам ради их самих , априорное предпочтение интернета всему остальному, субъективизм — это то, что лишает доверия.

Любовь к технологии и увлечению ею — это очень хорошо, но если нет понимания задач клиента, то обычно это приводит к ужасным последствиям.

Более того, невозможно не учитывать в целом стратегию компании, предлагая ей те или иные идеи — а ведь это делается сплошь и рядом. Это отбрасывает всех назад, заставляя снова и снова доказывать бизнесу очевидные вещи. Ведь «обжегшись на молоке, на воду дуешь».

Я благодарна многим свои коллегам, которые тратят свои силы и время на объяснение истин, которые для них самоочевидны. Ведь, какими бы не казались люди, живущие вне сети, им нужно давать новые знания, при том нередко с самых азов.

Знаете, какие вопрос ы мне задают наиболее часто во время моих выступлений? «Что такое вирус? А ВКонтакте одни подростки? А что делать с негативом? А сколько времени нужно тратить на социальные сети?» Нередко тут нужно начинать с азбучных истин — но это и неплохо, главное, чтобы были грамотные педагоги. Тогда будет и вкус к учебе, и знания правильные и нужные.

И сближение этих двух миров — это то, что будет служить развитию каждого из них. Многие вещи, кажущиеся нам очевидными, не являются таковыми для других людей — это нужно помнить, когда мы встречаемся и общаемся. Я осознаю это особенно четко, потому что нахожусь между этими двумя мирами — я почти 15 лет в бизнесе, и лишь второй год связана с темой digital.

Благодаря взаимопониманию в этом вопросе с коллегами из ToWave мы решили сделать отдельную рубрику, которая будет ориентирована на людей из «классического» бизнеса и позволит им лучше понимать то, чем занимаются люди из интернет-сферы.

И мы уверены, что это найдет отклик в каждом из миров, которые сегодня параллельны друг другу, но у которых, при этом, с каждым днем становится все больше и больше точек пересечения.

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.