Работать по-другому
Я поняла, что за год фактически в одиночку (за маркетинг в нашей компании отвечаю лично я, иногда мне помогают коллеги — в общем, полноценно это сойдёт за одного человека) я сделала то, что до этого делала отделом человек этак в 5-6.
Татьяна Ананьева. 15 лет опыта работы в сфере маркетинга и развития бизнеса, трижды входила в рейтинг Ассоциации менеджеров и ИД Коммерсантъ «Лучшие коммерческие и маркетинговые директора России».
Три высших образования, преподаватель МВА в НИУ-ВШЭ. Опыт запуска бизнеса с нуля. В сфере интернета работает около 2 лет.
В декабре мы подводили итоги уходящего года, и отдельной темой был отчёт по маркетинговым активностям и PR-работе. Повод был — мы решили подать наш кейс на премию в области связей с общественностью «Серебряный лучник».
Конечно, шансы на успех минимальны — ведь с нами в номинации традиционные монстры рынка — Сбербанк, ММК и т.п. Но зато это был повод понять, что же мы успели и смогли сделать.
Каково же было моё удивление, когда я поняла, что за год фактически в одиночку (за маркетинг в нашей компании отвечаю лично я, иногда мне помогают коллеги — в общем, полноценно это сойдёт за одного человека) я сделала то, что до этого делала отделом человек этак в 5-6.
Это и количество публикаций (конечно, до Сбербанка нам далеко, но мы вполне перекрыли статистику средней, более-менее известной на рынке компании — тут я могу на опыт работы в PR-агентстве ориентироваться), и значительное число событий и мероприятий, одно масштабнее другого.
И это ещё не считая постоянных рассылок, специальных акций, участия в массе внешних событий, и проведения нескольких исследований. И что самое парадоксальное — оказалось, что мы заработали на своих маркетинговых активностях доходы, которые в два раза перекрыли прямые издержки.
Тут я задумалась — как же так? Ведь я не всё своё рабочее время даже уделяла этому вопросу. Не было ни денег, ни ресурсов человеческих и при этом эффективность работы, по сути, в пять раз выше, чем раньше. Конечно, тут есть один секрет — это партнерское плечо. Им поделюсь в следующий раз.
А здесь хочу поразмышлять о том, почему в стартапе такие резервы эффективности.
Во-первых, мы, к сожалению или к счастью, вообще не тратим время на отчётность.
Я не веду мониторинг публикаций, не занимаюсь их собирательством, не делаю архивы и не пытаюсь по каждому мероприятию дать подробный отчёт. Всё это я считаю только косвенно: по количеству клиентов, которые в итоге именно с этой акции попали в зону нашего влияния и зарегистрировались на ресурсе (т.е. по сути, только CTR каждой акции).
Хотя у нашего маркетинга и PR задача не только клиентов приводить, но и общий бренд формировать (поэтому приятно получать письма, где нас называют самым известным в нашей сфере ресурсом в России — при том, что мы самые молодые — или же получать приглашение модерировать конференцию и узнавать, что позвали потому, что наш ресурс такой авторитетный и давно существующий).
Хотя бренд — это всегда вторичная задача, когда речь идёт о стартапе, который должен ещё валидировать свою бизнес модель и начать зарабатывать деньги.
Во-вторых, оказалось, что когда ты предоставлен сам себе и можешь быстро принимать решения — то просто всё настолько ускоряется.
Ты за минуту можешь принять решение, продвинуть проект вперёд прямо на встрече, отвечать журналистам по телефону или писать статью в поезде — не задумываясь о будущих согласованиях.
В-третьих, ты можешь творить не только в рамках своего плана.
У тебя есть просто генеральная линия, и ты можешь быстро использовать все те возможности, которые открывает перед тобой новый день, новая встреча, новая идея. И скорость, с которой ты можешь свою мысль материализовать, превратить во что-то, зависит только от тебя.
Конечно, тут сложно быть перфекционистом — нет многоступенчатой системы проверки, могут быть какие-то сбои и ошибки, но при этом ты можешь делать в разы больше, чем за это время случится в какой-то другой компании. Где есть и деньги, где выстроенные бизнес-процессы и чёткая технология реализации всех задач.
Конечно, у маленького стартапа очень немного шансов стать очень заметным на фоне громадных монстров — но ты понимаешь уже на практике, что такое «партизанская война», как можно минимумом ресурсов добиться максимально возможного результата.
К слову, у меня теперь совершенно другие представления о возможностях человека, и если мне доведется вернуться в большой бизнес или вырастить свой стартап — я буду уже намного требовательнее к себе и к своим сотрудникам.
Комментировать