Ранние инвестиции – где их все-таки искать
Развитие проекта, обеспечение его прибыльности, захват рынков и привлечение стратегических инвесторов происходит обычно на стадии роста. Инвестиции нужны на каждом из этих этапов.
Алексей Айларов, CEO Zingaya. Давно и всерьез увлекается VoIP-cистемами. Вместе с друзьями одним из первых разработал рабочий прототип и запустил сервис онлайн-звонков прямо из браузера.
По мнению журнала Wired, стартап Алексея входит в десятку самых перспективных стартапов России. Много и плодотворно взаимодействует с различными инвесторами.
Процесс становления молодых компаний можно условно разделить на три стадии. На посевной стадии происходит «рождение и оформление» идеи, как правило, на этой же стадии пытаются создать прототип.
Ведь если ты хочешь запустить свой бизнес, просто «придумать идею» недостаточно. Стадия стартапа — это следующий шаг в развитии. Собственно, это все то, что начинается после юридического оформления и официального запуска компании, сопровождаемого разными анонсами и прочей шумихой.
Развитие проекта, обеспечение его прибыльности, захват рынков и привлечение стратегических инвесторов происходит обычно на стадии роста. Инвестиции нужны на каждом из этих этапов.
Но если на стадии роста проект уже является «живым» бизнес-предприятием, и тебе есть, чем подтвердить состоятельность твоей идеи в глазах инвесторов, то на стадии стартапа и тем более «посева», поиск инвестиций является не самой тривиальной из задач. Вот о ней и поговорим.
В незнакомцев не инвестируют
Инвестиции в идеи являются наиболее рискованными. Даже если твоя задумка изначально гениальна по своей сути, это еще не значит что, используя ее, можно построить масштабируемый бизнес. Даже если потенциал есть, то нужно его еще реализовать и для этого может потребоваться привлечение инвестиций.
Одним из самых сложных моментов в жизни начинающей компании является отрезок пути между идеей и работающей организацией.
Причиной гибели большинства «посевов» является отсутствие возможностей, знаний, средств, обстоятельств и «правильных» людей для реализации идей.
Поэтому инвестор обращает внимание на авторов идеи. Кто они? Как они уже успели себя проявить? Способны ли они реализовать своиначинания? Каковы их деловые и профессиональные качества? «Болеют» ли они своим проектом?
На стадии стартапа можно уже оценивать и другие факторы — выбранную бизнес-модель, востребованность продукта, реальный уровень продаж, профессионализм команды и т. п.
Помимо «скриннинга» в целях снижения своих рисков инвестор оказывает методологическую, мотивационную и ресурсную поддержку компаниям, в которые он вкладывается. Поэтому инвестору очень важно, чтобы объект инвестирования не только имел прозрачные для инвестора «корни», но и был рядом, чтобы «держать руку на пульсе».
Подавляющее большинство инвесторов предпочитает личное общение с командой проекта на постоянной основе на ранней стадии развития проекта.
Дома и стены помогают
Неудивительно, что настадиях посева/cтартапа инвестиции проще найти там, где ты вырос. Даже если проект твой имеет глобальные амбиции. Скажем, если ты сам из России, запустился в России и все твои разработки в России, тебе будет крайне трудно заслужить доверие западных инвесторов.
Можно пытаться привлечь их внимание — «светиться» на специализированных площадках типа DEMO/TechCrunch, хотя это и недешевое удовольствие. Но вызвать у западных инвесторовсильное желание вложить деньги на таком этапе — практически missionimpossible.
Им просто не понятно, как с тобой взаимодействовать. Это неприятный момент для российских проектов, потому что за рубежом посевное инвестирование уже очень давно поставлено «на конвейер».
Рынок венчурного инвестирования в России в своем развитии отстает от запада. Здесь меньше проектов, здесь меньше инвесторов. Размеры инвестиций, как правило, ниже. А вот аппетиты инвесторов не всегда адекватны (на западе вам редко кто предложит отдать половину компании на начальной стадии, а в России это вполне реально).
Это достаточно странная политика: если ты реализуешь свою идею в «чужой» компании, твоя мотивация значительно снижается. Для инвесторов это тоже в итоге не весело. Если проект проваливается, то даже огромный кусок от ноля — это все равно ноль, а вероятность что команда будет столь же усердна, если у нее отнять компанию, близка к тому же нолю.
Яркий пример — тот же Марк Цукерберг, который, несмотря на множество раундов инвестиций в Facebook и недавнее IPO, до сих пор остается самым крупным акционером компании. В большинстве других успешных компаниях (например,Google) ситуация аналогичная.
В России же инвесторы будут вам говорить, что если мы все будем успешны, то тебе хватит и 1% .Странно, не правда ли?
Тем не менее, российскому стартапу без российского инвестора обойтись достаточно сложно.
Ведь, как не устает повторять Эстер Дайсон (EstherDyson), если ты не сможешь «собрать денег» здесь, то ты вряд ли сможешь это сделать «там». А «туда» так или иначе идти придется, если ты хочешь «покорения мира».
Одних денег для этого недостаточно — нужна консалтинговая поддержка «на месте», привлечение правильных сотрудников, выходы на клиентов и т. п. Наверняка, найдутся те, кто сможет сходу взять денег «там», но таких будет подавляющее меньшинство.
А если учесть, что вообще «взять денег» удается далеко не всем, то количество таких проектов будет стремиться к нолю, по крайней мере, пока не произойдет каких-то серьезных изменений в мировоззрении западных инвесторов.
Исключения?
Вы спросите, а как же Островок.ру? Они ведь наши, «отечественные»? А инвестиции получают от западных инвесторов. Давайте посмотрим на биографию Сергея Фаге и Кирилла Махаринского, основателей Островка, поближе.
Да, россияне. Но закончили Стэнфордский и Оксфордский университеты. Успели поработать в Google. Основали в Кремниевой долине стартапы Tokbox, YouNoodle и Quid. И уже для них успели привлечь в совокупности более 30 млн долларов инвестиций, в том числе от ведущих венчурных фондов SequoiaCapital и FoundersFund.
С таким «бэкграундом» Сергей и Кирилл не являются исключениям. Напротив, подтверждают правило «дома проще». Просто «дом» у них не в России.
Комментировать