РАНние реформы российской науки
Реформа Российской академии наук была встречена научным сообществом категорично. В условиях и без того скудного финансирования российской науки эту реформу называют её убийством.
Реформа Российской академии наук была встречена научным сообществом категорично. Негативные настроения, превалирующие в оценках учёных, аналитиков и экспертов, были довольно единодушны. Попробуем разобраться, в чём же основная проблема реформы РАН.
Реформа государственных академий наук предусматривает, что Российская академия наук, Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук будут слиты в одну организацию.
Эта общественно-государственная организация под названием «Российская академия наук» будет лишена права управления имуществом. Этот важный момент реформы – лишь один из тех, которые вызвали протесты в среде учёных и сочувствующих.
Планируется, что и академики, и член-корреспонденты предыдущих Академий станут членами новой, написав соответствующее заявление. Некоторые академики уже заявили, что не будут писать заявление на вступление в новую РАН.
Среди них – руководители институтов, академики, заведующие структурными подразделениями). Однако пока они находятся в меньшинстве. Иностранных членов включат в состав академии автоматически.
Вызывает вопросы появление процедуры лишения звания академика, которой ранее не существовало. Эта процедура может стать инструментом расправы с инакомыслящими и неугодными. Сохранятся традиционные для Академии структуры управления – общее собрание, президиум, президент, однако к этим сугубо научным структурам добавится аппарат РАН, который будет подчинён правительству.
Руководить аппаратом будет человек, назначенный правительством, а сам аппарат будет заниматься организационным, правовым, аналитическим, информационным, финансовым и материально-техническим обеспечением деятельности РАН.
Таким образом, белыми нитками шито разделение полномочий непосредственно Академии и аппарата, при этом из задач Академии и её собрания и президиума исключены вопросы оперативного управления и принятия решений в каких-либо сферах, кроме непосредственно научной.
Также планируется, что учреждения, принадлежащие Академии (прежде всего, речь идет о научных институтах), будут оценены специальной комиссией и далее либо реорганизованы / ликвидированы, либо переданы федеральным органам исполнительной власти.
Управлять институтами будет некая новая структура под названием «агентство научных институтов РАН». Если президиум и Академия не будет управлять деятельностью научных институтов, то её роль ещё сильнее приуменьшится и действительно станет сродни роли свадебного генерала.
Это же агентство будет управлять всей материальной базой новой Академии. По сути, это агентство не имеет отношения к Академии, и работать в нём будут не ученые или академики, а «завхозы».
Структура, в состав которой войдут чиновники и госслужащие, получит право оценивать работу учёных и научных институтов и управлять их материальной базой. В условиях и без того скудного финансирования российской науки эту реформу называют её убийством. Таким образом, институты выведут из непосредственного подчинения президиуму Академии.
Новый закон является угрожающим, прежде всего, для сотрудников научных институтов. Если академики могут войти в состав новой РАН, то сотрудники научных институтов, судьбу которых будут решать комиссии по ликвидации на основе неких критериев, могут остаться без работы.
Планируется, что некоторые научные институты перейдут под управление вышеупомянутого агентства, некоторые – в подчинение профильным министерствам (Минздраву, например), а некоторые будут реорганизованы или ликвидированы. В законе ничего не сказано о трудоустройстве сотрудников ликвидированных институтов.
В правительстве заявляют, что реформа нужна в том числе для того, чтобы предоставить возможность учёным заниматься наукой, а не текущими хозяйственными и финансовыми делами. Однако распределение бюджетных средств в условиях существования не только президиума РАН, но и неких агентства и аппарата, вызывает множество вопросов. В том числе и относительно принципов распределения средств, и относительно того, дойдут ли эти деньги непосредственно до научных сотрудников.
Проблемы у Академии есть и довольно глобальные – достаточно вспомнить диссертационные скандалы: диссертации многих российских чиновников и политиков оказались ничем иным как плагиатом.
Авторы ряда публикаций называют реформу «правительственным рейдерским захватом».
Владимир Покровский, автор материала в «Газете.ру» приводит интересные цифры: «бюджет академии наук — без её отделений и уж тем более без других академий, бюджетных средств насчитывается на 67 миллиардов рублей в год, а уж о недвижимости и другой собственности, пусть государственной, но находящейся в её управлении, и говорить боязно».
Таким лакомым кусочком хотели бы завладеть многие. Поэтому не удивительно, что создание структуры, которая будет распоряжаться государственной собственностью Академии, станет «узаконенной формой воровства бюджетных денег».
Интересно, что учёные согласны с тем, что Академию необходимо реформировать, однако не воспринимают предлагаемый вариант такой реформы. Более того, подчёркивают, что эта реформа разрабатывалась втайне от учёных и была представлена в Госдуме именно летом, чтобы обеспечить её быстрое и беспроблемное прохождение, а также отсутствие каких-либо возражений.
Тот факт, что проект был внесен в Думу за неделю до конца сессии, наталкивает на мысль о преднамеренно готовящемся быстром принятии закона. На данный момент не существует альтернативного плана реформы, предложенной министром образования и науки Российской Федерации Дмитрием Ливановым.
Хотя, справедливости ради отметим, что через несколько дней после начала ожесточённых споров по поводу целесообразности реформы и её содержания, Ливанов отметил, что он не является автором этого законопроекта.
Ранее Ливанов заявлял, что реформа нужна для «наведения порядка в академической среде». Против авторов законопроекта сплотились даже те учёные, которые соглашались с существованием системных проблем в работе Российской академии наук.
Ведущие учёные расценивают реформу более чем негативно. Так, лауреат Нобелевской премии, академик Жорес Алфёров в интервью «Газете.ру» отмечает, что реформа «будет означать одно – полную гибель того дела по подготовке высокообразованных специалистов для экономики знаний XXI века, в которое мы вложили столько сил и которое уже приносит впечатляющие результаты» и не скрывает, что в сложившейся ситуации большое значение будут иметь протесты, в том числе уличные.
Еще один нобелевский лауреат, Андрей Гейм, менее категоричен в высказываниях «Я ожидал какого-то подобного решения вскоре — ведь реорганизация РАН сильно запоздала. Больше всего меня беспокоит это новое агентство (по управлению имуществом РАН). Оно сыграет ключевую роль в судьбе российской науки, однако никаких подробностей о нём мы не получили… В институтах РАН много талантливых управленцев.
Ливанов сам может быть примером тех, кто смог бы встать у руля нового агентства. Просто дайте хорошим учёным возможность делать хорошую науку, а хорошим управленцам — помогать им. Но не пускайте телегу впереди лошади. Я по-прежнему надеюсь, что новый законопроект служит благим целям, но выполнен просто из рук вон плохо».
Однако, и он подчеркивает: «агентство должны возглавить люди, знакомые с исследовательской деятельностью. И, во-вторых, нужно постепенное, но значительное увеличение финансирования науки в течение следующего десятилетия. Эти два условия придётся выполнить в любом случае, иначе забудьте о том, чтобы стать развитой страной! А об этом сейчас даже не упоминается».
Протесты против закона о Российской академии наук вылились на улицы. Через несколько дней после того, как стало известно о законопроекте, прошёл митинг во дворе здания РАН, учёные провели небольшое шествие по Ленинскому проспекту. Кроме того, аналогичные акции были проведены в Петербурге и Екатеринбурге. Такие протесты не исключаются и в будущем.
Демонстрации протеста были настолько громкими, что Владимир Путин предложил главе РАН Владимиру Фортову возглавить орган, который будет управлять имуществом Академии – то самое пресловутое «Агентство научных институтов». Это означает, руководить и Академией и новым органом, занимающимся хозяйственными вопросами, будет один и тот же человек.
Одновременно с этим Путин предложил создать специальную структуру, ответственную за назначение директоров научных институтов. В её состав войдут известные представители научных кругов, наиболее признанные в мировом сообществе. Такая структура сможет дать оценку результатов научной деятельности и повлиять на распределение финансовых средств.
Споры относительно реформирования РАН закончились предложением отложить рассмотрение законопроекта и открытым обращением учёных, работающих в России, к президенту и Госдуме.
В петиции предложено приостановить намеченные изменения и «провести всеобъемлющую, продуманную и прозрачную реформу в течение 12–18 месяцев – реформу, которая получит поддержку российского и международного научного сообщества и обеспечит продуктивную работу Российской академии наук и её институтов».
Это означает, что мы увидели только первую часть сериала под названием «реформа РАН». В новых нас ожидает не меньше интересного и удивительного.
Президент РФ Владимир Путин с главой РАН Владимиром Фортовым обсуждали проблему реформы во время открытой встречи в Кремле, как проходил разговор, смотрите видео:
Комментировать