Think different
Мне становится невыносимо грустно от того, что многие живут и действуют в мире, где обозначены достаточно жесткие границы допустимого, где правят бал нормы, регламенты, пресс-релизы и официальные письма.
17 сентября 2012
Татьяна Ананьева. 15 лет опыта работы в сфере маркетинга и развития бизнеса, трижды входила в рейтинг Ассоциации менеджеров и ИД Коммерсантъ «Лучшие коммерческие и маркетинговые директора России».
Три высших образования, преподаватель МВА в НИУ-ВШЭ. Опыт запуска бизнеса с нуля. В сфере интернета работает около 2 лет.
В последнее время у меня много встреч с людьми из крупных западных компаний – маркетологами, HR-специалистами. Мы обсуждаем преимущественно вопросы коммуникаций – бренд работодателя, бренд компании.
И мне становится невыносимо грустно от того, что многие живут и действуют в мире, где обозначены достаточно жесткие границы допустимого, где правят бал нормы, регламенты, пресс-релизы и официальные письма.
Но дело не только в корпоративных ограничениях, зачастую уже самим людям, годами живущим в этом мире, сложно выйти за его пределы, открыть другие возможности. С этими ограничениями они нередко приходят и в мир digital и живут в нем годами.
Крупная западная компания сейчас занимается развитием своего сайта – это стандартный информационный сайт-визитка, а они хотят, чтобы он продавал. Менеджеры по продажам жалуются на то, что клиенты с сайта не приходят – а там нет даже элементарных форм заказа и возможности выбрать модель. И сделать запрос на расчет стоимости их приобретения и обслуживания (но зато много текстов о том, какая прекрасная компания и ее продукция).
При этом компания уже третий месяц тратит деньги на SEO – при этом стратегии нет. А им еще и контекст предлагают. Оба инструменты – очень хороши, но нет ответа на вопрос – а что делать с трафиком людей на сайт и как конвертировать его в продажи. Маркетинг ради маркетинга. А ведь это первое, над чем нужно задуматься. При этом вопрос тут не только к маркетологу компании, а к самим SEO –оптимизаторам.
Классическое правило продажи услуг гласит, что если хочешь приобрести хорошую репутацию и надолго сохранить клиента, то надо выстраивать доверительные отношения (почитайте классика Дэвида Майстера).
А они строятся на том, что вы не просто продаете свою услугу, а изучаете задачи клиента и помогаете ему сделать так, чтобы то, что вы делаете работало на его бизнес. Почему этого часто не происходит, почему многие компании не идут по этому принципу? Ведь главное, что нужно – это действительно тратить массу времени на обучение и просвещение клиента.
Ведь это вы 100% времени работаете в определенной сфере, а у него это одна из 50 зон ответственности – априори он будет знать меньше. И тем больше он будет признателен за консультацию (я хорошо помню время, когда я была директором по маркетингу и была благодарна таким поставщикам).
Надеюсь что скоро сами компании будут требовать этого от своих поставщиков и не будут избегать затрат усилий на то, чтобы понять как это работает и зачем это нужно бизнесу. А иначе так и будут приходить запросы «Нам нужны группы в ФБ и Вконтакте. Они ведь есть у наших конкурентов».
И еще одно наблюдение этой недели – люди боятся быть яркими, выделяться на общем фоне. Хотя вроде бы формально задача звучит именно так – построить бренд компании. Чаще всего идет набор стандартных, шаблонных выражений .
В рекрутинговой сфере их наизусть воспроизведет любой – карьерный рост, достойный уровень заработной платы и прочие бла-бла бла. Но вот чем это отличается от того, что приделагает их сосед по бизнес-центру класса А – ответа нет. По этой же причине корпоративные видео похожи друг на друга.
Вчера задала коллеге вопрос – если убрать из кадра вашу корпоративную символику и поставить символику конкурента – это будет также выглядеть? И в ответ услышала очевидно «Да». И зачем на это нужно было тратить деньги, время и силы? Зачастую ответ – потому что так делают все.
Но ведь можно делать тоже, что и все, но по другому. Гораздо ярче и креативнее. Главное – это желание, и готовность преодолевать корпоративные барьеры.
А еще ориентация на кейсы лучших компаний, которые не боятся быть непохожими на других и от этого очень выигрывают.
Комментировать