«Яндекс»: краткий курс истории успеха
За счет постоянной работы над качеством поиска и самостоятельности в принятии управленческих решений «Яндекс» вышел в лидеры российского поиска.
Вместо эпиграфа: Не важно, что ты можешь делать «не хуже других». Важно — что лучше!
Все когда-то начинается с истоков. В далеком, еще доинтернетовском 1987 году Аркадий Волож, один из основателей «Яндекса», впервые начал заниматься проблемами поиска информации по базе патентов (второй из ставшего впоследствии знаменитым тандема, Илья Сегалович, подключился к исследованиям позднее). Спустя два года Волож вместе со своим американским партнером Робертом Стабблбайном создал компанию CompTek, специализирующуюся на компьютерной технике.
Разработки собственно поискового программного обеспечения начались с 1990 года. Будущие создатели «Яндекса» впервые стали использовать морфологический поиск.
Первые версии программы были основаны на базе словаря Зализняка, электронная версия которого впоследствии стала основой для множества компьютерных программ, имеющих дело с русской морфологией.
Несколько позже Илья Сегалович разработал для поиска так называемый механизм генерации гипотез. Благодаря этому стал возможен поиск морфологических форм имен собственных и неологизмов, которые отсутствуют в словаре, но видоизменяются по общим правилам.
Само название «Яндекс» было придумано для поисковой программы в 1993. Илья Сегалович синтезировал слово из выражения yet another index», в переводе означающего «ещё один индексатор». Первоначальное написание было, кто, может быть, помнит, Яndex. В середине девяностых были созданы поисковые программы «Яндекс.Сайт» и «Яндекс.CD». На комптековском сайте появился словарный сервер «Яндекс.Dict» -приложение к AltaVista, единственной на то время поисковой машине, худо-бедно работающей с текстами на кириллице.
В 1997 году в интернете появилась страничка yandex.ru. Первоначально создатели Яндекса» хотели заниматься только разработкой технологий, а сам поисковый сервис предлагали купить другим игрокам рынка, в том числе «Рамблеру». Не найдя понимания, решили запустить поисковую систему самостоятельно. (Вот она — одна из счастливых случайностей на пути к успеху!).
Поисковая машина «Yandex.Ru» была официально представлена на выставке Softool 23 сентября 1997 года. Она обеспечивала такие эксклюзивные на то время функции, как проверка уникальности документов, поиск по точным словоформам и алгоритм оценки релевантности (то есть соответствия ответа запросу). Через пару месяцев был воплощен в жизнь естественно-языковый запрос. К «Яндексу» можно стало обращаться «по-русски», задавая длинные вопросы типа «как купить компьютер», и при этом получать нужные ответы. Средняя длина поискового запроса в «Яндексе» сегодня около трех слов. Полтора десятка лет назад она равнялась 1,2 слова — пользователям поисковых машин в то время приходилось выражаться телеграфным стилем.
В следующем году «Яндекс» продолжил работу над качеством поиска, дав пользователям возможность «найти похожий документ», искать в определенном диапазоне дат и сортировать результаты поиска по дате последнего изменения. 1999-ый стал годом бурного роста Рунета в целом и стремительного развития «Яндекса». Новый поисковый робот дал возможность оптимизировать и ускорить просмотр сайтов.
В год миллениума «Яндекс» отделился от CompTek и сделался самостоятельной компанией. В этот период появилось множество инвесторов, готовых вкладывать большие деньги в интернет. В свое время стать совладельцами набирающего популярность «Яндекса» хотели многие, в том числе Юрий Мильнер, нынешний хозяин Mail.ru и других IT-проектов. Совместно были запущены molotok.ru и narod.ru, однако вскоре Волож и Сегалович прекратили тесное сотрудничество с Мильнером, решив сохранить независимость своей компании. Соответственно, были поделены и общие проекты.
Вскоре за счет постоянной работы над качеством поиска и самостоятельности в принятии управленческих решений «Яндекс» догнал, а потом и перегнал лидеров поискового рынка «Рамблер» и «Апорт».
К моменту запуска в 2001 году сервиса «Яндекс.Директ» контекстную рекламу уже использовали другие поисковики. Однако старт «Яндекса» на этом поприще оказался столь успешен, что позволил уже в следующем году вдвое (до четырехсот тысяч долларов) увеличить ежемесячную выручку. «Яндекс» первым из российских интернет-компаний добился самоокупаемости и выплатил за 2002 год 100 000 $ дивидендов.
Заманчивые предложения о покупке «Яндекса» поступали и от мирового лидера поиска Google, но в итоге были отвергнуты ради сохранения самостоятельности. В результате с Google пришлось иметь дело как с конкурентом на просторах Рунета.
И это испытание «Яндекс» пока выдерживает с хорошими результатами, не только не сдавая свои позиции, но и отвоевывая жизненное пространство у основного конкурента.
За период с 2005 по 2008 год выручка Яндекса» выросла почти на порядок — с 35 миллионов долларов до трехсот. Более восьмидесяти процентов выручки «Яндекс» получает от контекстной рекламы, которая продолжала приносить стабильную прибыль даже вопреки мировому финансовому кризису. В 2010 году доля сервиса «Яндекс. Директ» на рынке контекстной рекламы России составляла 75–80%.
Поисковые инновации осуществляются администрацией «Яндекса» постоянно. Например, в минувшем году релевантность найденных страниц в результатах поиска стала дифференцированной по регионам. И на будущее приоритетной задачей «Яндекса» остается улучшение качества поиска. Этой цели соответствует и борьба с конкурентами за лучшие умы молодых программистов.
На создании оптимальных условий для работы своего персонала в «Яндексе» не экономят. Ибо деньги в современном мире решают хоть и многое, но не все. Даже одна удачная идея может принести больше пользы, чем многомиллионные инвестиции. И сделать очень богатыми и успешными людьми как автора идеи, так и его работодателей.
Комментировать